Заказать исследование этимологии Вашей фамилии: подробнее


Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











Фамилии

От лося – лосята, от свиньи – поросята. Свинья в именах и фамилиях

Поделиться ссылкой:


Гофман, Ганс (1530–1592). «Поросенок дикого кабана»
Год свиньи

© Алоис Назаров

Раз в двенадцать лет китайцы, в соответствии с их традиционным циклическим календарем, включающим двенадцатилетний животный цикл, встречают Год свиньи и живут под знаком этого животного весь год, пока не наступит год другого животного. Аналогичный календарь используется и рядом других народов – вьетнамцы, монголы, хакасы, кыргызы, казахи и другие. Только у некоторых народов этот год обозначен синонимом свиньи мужского пола – как Год кабана (например, казахи, кыргызы).

В 2019 году Год свиньи по китайскому календарю начался 5 февраля. И это Год желтой свиньи (так как на этот раз год пройдет под знаком стихии земли).

В связи с наступление Года свиньи/кабана рассмотрю, как это животное отразилось в русской, украинской, белорусской антропонимике, то есть в именах, фамилиях людей.

Обратимся к словарям древнерусских имен М. Я. Морошкина, Н. М. Тупикова, С. Б. Веселовского. В них можно найти имена, образованные от слов, входящие в тематическую группу «свинья» – свинья, кабан, вепрь, осос (поросенок-сосун), порос, боров, секач, кнороз (то же, что и вепрь, кабан), лыч (свиное рыло), чуха (свиное рыло).

Вепрь, кредитор князя волоцкого, 1504 г.

Борис Федорович Вепрь Фоминский, боярин, вторая половина XIV в.

Кабан Иван, крестьянин, 1627 г., Белев

Иван Кнороз, полочанин, 1601 г. (Тупиков)

Микифор Лыч, наместник тверского князя, 1371 г.

Васко Лыч, крестьянин Молвятицкого погоста, 1495 г.

Ивашко Лычь, крестьянин Сеглинского погоста, 1495 г.

Иван Лыч, крестьянин, начало XVI в., Новгород

Пороз Евдоким, крестьянин, 1498 г., Обонежье

Ососко Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород

Савва Свинка, крестьянин, 1600 г., Юрьев

Маркелл Свинья, старец Троицкого монастыря, начало XVI в.

Лысая Свинья Савва (Савка), крестьянин, 1624 г., Курмыш

Лучко Свинья, крестьянин, 1495 г.

Семен Свинка, холоп, 1498 г.

Секач Васильевич Бачманов, вторая половина XVI в.

Иван Дмитриевич Чуха Воронцов, середина XVI в.

Окиница Чуха Цибесов, холоп, 1613 г.

Морланд, Джордж (1763–1804). «Сельская сцена»
Год свиньи

При этом надо считаться с тем, что те или иные слова, которые входят в тематическую группу «свинья», могут иметь омонимы. Так, лыч – не только свиное рыло, но и комлевый отруб бревна. Кроме того, Лыч(а) – производное мужских крестильных Гликерий, Ипполит, Ликарион. Чуха – не только свиное рыло, но «чапан, кафтан», «чепуха, чушь». Осос – не только поросенок-сосун, но и «бывалый чело век, плут», а также производное мужских крестильных имен Сосипатр, Соссий. Слова порос/пороз могут быть применены не только к хряку, но и жеребцу, быку, барану.

Еще обширнее список фамилий, в основе которых – слова тематической группы «свинья». Это свидетельствует о том, что словарями древнерусских имен, прозвищ охвачены не все имена, прозвища, образованные от слов тематической группы «свинья». Приведу несколько семейств фамилий с основами из тематической группы «свинья».

Свиненков, Свининых, Свинкин, Свинко, Свинков, Свинов, Свиногонов, Свинолобов, Свинухов, Свинчук, Свинчуков, Свиньев, Свиньин

К этим фамилиям примыкают фамилии, образованные от обозначения людей, занимающихся разведением свиней, уходом за ними.

Свинарев, Свинаренко, Свинарчук, Свинарь

Кабан, Кабанеев, Кабаненко, Кабанин, Кабанихин, Кабанкина, Кабанков, Кабанов, Кабанча, Кабанченко, Кабанчиков, Кабанчук, Кабаньков, Кабанюк, Кабанюков, Кабаняев

Памятник свинье с двумя пастушками в национальной одежде около Аграрной академии в Полтаве (Украина). Установлен в 2003 году. На постаменте надпись, которая в переводе звучит так: «Извечные кормилицы украинского народа»
Год свиньи

Известны фамилии Хрякин, Хряков, Хрюков наших современников, но словарями древнерусских имен, прозвищ именования Хряк, Хряка, Хрюк не отмечены. Аналогично с фамилией Кнуров, в основе которой лежит слово кнур – в разных русских говорах означает «некастрированный самец свиньи, кабан» или «кастрированный самец свиньи, боров».

Наиболее частотной фамилией на «свиную» тематику в восточнославянской антропонимике является фамилия Кабанов. Ниже – таблица с частотностью этой и некоторых других фамилий этой тематики в Москве (М), Санкт-Петербурге (СПб) и крупнейших городах Беларуси, Украины, Казахстана – Минске (Мн), Киеве (К), Алматы (А). Данная таблица показывает количество телефонных абонентов мужского и женского пола наиболее частых фамилий «свиной» тематики. Источник данных по количеству абонентов с той или иной фамилией: spra.vkaru.net.

ФамилияМСПбКМнА
Кабанов(а)18903421169044
Свинухов(а)6010нет12
Кабанков(а)42нетнетнетнет
Свинарев(а)4210нет81
Хряков(а)2451175
Свинкин(а)199нет3нет
Вепрев(а)1510нет37
Свинаренко1482773


Имена и фамилии «свиной» тематики можно найти и у народов, не относящихся к восточным славянам. Например, первым компонентом нескольких немецких мужских имен является слово Eber- – «кабан»: Eberfried, Eberhard, Eberhelm и другие. В среде древненемецких охотников кабан почитался за его неистовый темперамент. В древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря (кабана)» на шлеме воина. От этих мужских имен в более позднее время образовались фамилии, полностью совпадающие по форме с именами. Но известны и фамилии от краткой формы этих имен, образованной отбрасыванием второго компонента: Eber, Eberle, Eberlein, Ebert, Ebers и другие.

Снейдерс, Франс (1579–1657). «Охота на кабана»
Год свиньи

Понятие «свинья» в немецком языке обозначается словом Schwein. И есть немецкая фамилия Schwein (не очень частая, менее 200 носителей с этой фамилией на всю Германию). В словарях фамилий ее появление связывают с обозначением людей, которые разводили или продавали свиней, также для обозначения мясника.

Слово «свинья» слышится также в фамилии Schweinfurt. Но на самом деле эта фамилия образована от названия одного из старейших городов Баварии – Schweinfurt (Швайнфурт). Часто этот топоним переводят буквально – «свиной брод» (см., например: Поспелов Е. М. Географические названия Московской области: топонимический словарь. М., 2008. С. 109). Однако Михаэль Унрат из Нассаха (часть общины Айдхаузен в Баварии) предложил иную этимологию. Первую часть он выводит из слова zwin/swin, которое могли принести франки из Фландрии. Оно означает «исчезать», «становиться бессильным» и, таким образом, описывает заиление и постепенное исчезновение / высыхание вод, как только они становятся отрезанными от основного водного источника.

Существительное Ferkel (поросенок) отразилось в немецкой фамилии Ferkel.

У калмыков известно имя Гаха – от слова «свинья». Оно дается по названию месяца календаря животного цикла. Также известно калмыцкое мужское имя Шовшур («вепрь»).

У бурят из фамилии Гахаев и микротопонима Гахайн хуhан (березняк Гахая) реконструировано мужское имя Гахай, образованное от слова со значением «свинья». Кроме того, в родословной хоринских бурят встречается имя Бодонгут – из монголо-бурятского бодонгут – «дикие кабаны». Это имя Ц. Б. Цыдендамбаев относит к родовым именам тотемного характера. Б. Б. Башкуев в список мужских имен предбайкальских бурят включил имя Бодон – «кабан, вепрь».

Гертц, Иоханнес (1855–1921). «Кабан в зимнем лесу»
Год свиньи

Этот очерк я хочу завершить статьей В. В. Иванова из словаря «Мифы народов мира», посвященной кабану.

ВЕПРЬ, кабан, во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия. В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака – «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали В. (Ibor, ср. др.-исл. io furr, «вепрь», «князь», «бог»).

В древнехеттских текстах вепрь (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из «животных бога» (siunas huitar). В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в вепря.

Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.

В мифологии балтийских славян огромный вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра.

У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращенном богами за грехи в вепря. Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях.

Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо), в других – мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.

Сравните также евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого человека и посланных в стадо свиней (Матф. 8, 28–33; 2–16; Лука 8, 27–33).


Использованные источники

Адресно-телефонный справочник «Содружество» (сайт spra.vkaru.net).

Башкуев Б. Б. Своеобразие личных имен предбайкальских бурят // Бурятские антропонимы и топонимы. Улан-Удэ, 1981. С. 23–40.

Митрошкина А. Г. Личные имена бурят. Иркутск, 2006.

Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.

Мифы народов мира. Электроное издание. М. 2008.

Монраев М. У. Калмыцкие личные имена // Сводный словарь личных имен народов Северного Кавказа / отв. ред. проф. Р. Ю. Намитокова. М., 2012. С. 293–323.

Морошкин М. Я. Славянский именослов. СПб, 1867.

Поспелов Е. М. Географические названия Московской области: топонимический словарь. М., 2008.

Словарь русских народных говоров. – Выпуски 2 (Л., 1966), 13 (Л., 1977), 26 (Л., 1991, 29 (Спб., 1995), 39 (СПб.,2005).

Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. – М., 2003.

Суперанская А. В. Словарь народных форм русских имен. – М., 2010.

Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М., 2004.

Цыдендамбаев Ц. Б. Родословные таблицы бурят на письменном монгольском языке как источник изучения антропонимов // Бурятские антропонимы и топонимы. Улан-Удэ, 1981. С. 4–8.

Knaurs Buch der Vornamen // Margit Eberhard-Wabnitz, Horst Leisering. München, 1998.

Kohlheim, Rosa und Volker. Duden, Familiennamen : Herkunft und Bedeutung von 20000 Nachnamen. 2., völlig neu bearbeitete Aufl. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich, 2005.

Telefonbuch 2002 // http://legacy.stoepel.net/de/Default.aspx

Woher kommt der Name Schweinfurt? // Источник

© Алоис Назаров





Индекс качества сайта (ИКС):