Фамилия года


»Кабанов



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











Имена

Имена русских: основные вехи истории

Поделиться ссылкой:



выберите имя из списка и нажмите на него – откроется страница с этимологией имени; список периодически пополняется




Количество личных имен, активно используемых русским народом для наречения детей, относительно невелико. В прошлом круг имен активного употребления был шире. В истории системы личных имен русских выделяют несколько периодов.


Древнейший период

Период параллельного бытования мирских и христианских имен

Период почти монопольного бытования христианских имен

Период после отделения церкви от государства в 1918 г.


Древнейший период (до 980 г.)

Николай Рерих, «Славяне на Днепре»
История русских имен
Применительно к этому времени говорить о русском народе не приходится. Корректно говорить о восточных славянах как о предках русских, украинцев, белорусов. Соответственно говорить надо не о русских именах, а о восточнославянских именах. Сведения об именах, используемых в этот период, скудны. Они известны из исторических памятников VI–X веков (преимущественно греко-византийских).

Вообще в этот период личное имя было основным способом именования человека. Многие имена образовывались от слов родного языка. Приведем примеры некоторых из них, представленных в «Словаре древнерусских имен собственных» Н. М. Тупикова. В скобках указан год фиксации письменными памятниками.

Мал (945), Блуд (972), Всеволод (980), Станислав (988), Судислав (988), Волчий Хвост (984).

Как видим, имена были одноосновные, двухосновные и двусловные. Особенно интересны двухосновные имена. По свидетельству извесных лингвистов В. В. Иванова и В. Н. Топорова, употребление сложных слов в качестве собственных имен, широко представленное в санскрите, отражает древнейший индоевропейский тип именования лица. Корневая основа двухосноных славянских имен обширна – насчитывает несколько сот. Однако наиболее распространенными являются основы мир (Тихомир, Творимир, Ратимир, Миродар, Миромир), влад (Владивой, Владимир, Владислав, Рогволод), слав (Славимир, Славомил, Богуслав, Борислав, Всеслав). Часты также бог, бор, гост, град, добр, рад, свят, яр и другие.

Двухосновные имена еще называют «княжескими», хотя это неправильно. Летописи донесли множество имен бояр, воевод, посадников, новгородцев, псковичей и других горожан с «княжескими» именами. И все же, заметно пристрастие к именам на слав в польских королевских фамилиях, у киевских князей, у князей прибалтийских славян.

Уже в древнерусский период в именнике восточных славян были представлены имена, к которым находятся параллели в других языках: в иранских (мужские Прастен, Фроутан, женское Сфандра), венето-иллирийских (Егри, Уто, Кол, Гуды), скандинавских (Игорь, Глеб, Олег, Ольга).


Период параллельного бытования мирских и
христианских имен (от 988 г. до конца XVII века)

Василий Перов, «Крещение Руси»
История русских имен
Официальной датой крещения Руси принято считать 988 г. Однако, безусловно, проникновение христианства на Русь началось задолго до этой даты. Одно из следствий принятия Русью в качестве официальной религии христианства – обращение к новым именам, привнесенным новой религией.

Эти имена возникли в разных языках – в греческом (Александр, Андрей, Василий; Анастасия, Екатерина, Ксения и другие), в латинском (Виктор, Константин, Максим; Марина, Наталья и другие), в древнееврейском (Даниил, Иван, Илья; Анна, Елизавета, Мария и другие) и некоторых других.

Распространению христианских имен способствовал культ христианских святых. Как известно, у христиан (у православных, католиков) каждый день отмечается день памяти того или иного христианского святого. И со временем развился обычай называть детей из христианских семей именами, которые в календаре стоят близко к дню рождения или дню крещения ребенка. Сам календарь называют месяцесловом, а в народе – святцами. Однако христианские имена на Руси утверждались постепенно, по мере утверждения христианства.

Существовал длительный период параллельного бытования имен христианских (крестильных) и мирских (некрестильных). На практике это выглядело так: человек носил два имени – крестильное и мирское. При этом, как отмечал известный русский историк Н. И. Костомаров, и в XVI и XVII веках мирские имена употреблялись чаще крестильных.

И все же, к концу XVII века мирские имена практически вышли из употребления. Из всего многообразия исконно русских (или славянских) имен в христианский именослов вошли только единичные. Это в основном двухосновные имена русских или славянских князей, причисленных к лику святых (Владимир, Вячеслав, Людмила), также имена Горазд, Кукша.

Состав мирских имен рассматриваемого периода известен по ряду словарей и исследований. Наиболее распространенными из них были Бажен, Баран, Бык, Волк, Дружина, Ждан, Истома, Неждан, Некрас, Нечай, Смирной, Томило и другие. О составе мирских женских имен известно немного, так как сведения о лицах женского пола в памятниках истории встречаются редко. В словаре Н. М. Тупикова приведено только 47 женских древнерусских имен (помимо имени ОльгаБезручка, Белуха, Всеслава, Голуба, Гостена, Забава, Любава, Милава, Несмеяна, Рогнеда, Смиренка, Чернява и другие.


Период почти монопольного бытования
христианских имен (XVIII век – 1918 г.)

Рукописный месяцеслов конца XVIII – начала XIX века
(фото с 5arts.info)
История русских имен
После XVII века мирские имена сошли со сцены, хотя отдельные случаи использования неканонических (нецерковных) имен наблюдались и в XVIII, и в XIX веках. В практике наречения стали господствовать имена из православного календаря. Однако это не означает, что использовались все имена из святцев. На самом деле установился довольно компактный именослов, наиболее удачно вписавшихся в русский язык по своим прежде всего фонетическим характеристикам.

Многие мужские церковные имена вряд ли когда-либо использовались для наречения (сравните такие непривычные имена из святцев, как Авундий, Апрониан, Астион, Варсис, Епенет, Еспер, Зевин, Иакихсол, Игафракс, Исавр, Мариав, Нерангиос, Реас, Сеннис, Суимвл, Троадий, Фавмасий). Несколько иначе обстоит дело с женскими именами, которых в святцах намного меньше, чем мужских. Однако и здесь установилось наиболее частотное ядро.

Какие имена были частыми в этот период? Как показал В. А. Никонов на примере женских имен XVIII века, у разных классов были свои предпочтения в выборе имен. Преимущественно у крестьянок бытовали Василиса, Гликерия, Мавра, Федосья, Фекла. Преимущественно у крестьянок и купчих – Прасковья, Ирина, Матрена, Марфа, Дарья. А вот дворянки в основном носили имена Мария, Наталия, Варвара.

Социальное расслоение в сфере выбора мужских имен (правда, для рубежа XIX–XX веков) показал А. Я. Шайкевич. Так, имена Александр, Николай, Константин весьма часты у представителей царского двора, у архитекторов, преподавателей гимназии, генералов и офицеров, врачей. Но встречаются раза в два-три реже у таких профессиональных групп, как извозчики, владельцы питейных заведений, сапожники, торговцы обувью. В то же время наиболее частые для булочников имена Иван, Василий, Федор у представителей царского двора и у архитекторов встречаются раза в четыре реже.

В рассматриваемый период наблюдались и географические различия в употреблении имен. Однако, в целом, они не столь существенны. Мной проанализированы составы имен новорожденных 1876 г. из православных семей таких городов, как Верный (ныне Алматы), Петропавловск и Уральск. Если брать именник в целом, то, несмотря на значительную географическую удаленность, специфику социально-религиозной ситуации в этих городах, степень различий между именниками не так уж велика – в пределах 26–32 % (производилось попарное сравнение, отдельно для мужских и женских имен).

А вот различия в наиболее частотной пятерке имен еще менее заметны. В первых пятерках женской части именников рассматриваемых городов четыре имени повторяются во всех трех городах: Александра, Анна, Евдокия, Мария. В первых пятерках мужских именников – только три: Александр, Василий, Иван/Иоанн. Однако лидером во всех трех городах является имя Иоанн/Иван. Если бы не второе место в Петропавловске, то в женской части именника явным лидером было бы имя Анна.


Период после отделения церкви от государства в 1918 г.

Нарком просвещения Анатолий Луначарский участвует
в новом советском обряде октябрин (внедрялся как
заменитель крещения)

История русских имен
Октябрьская революция 1917 г. вызвала существенные изменения в составе именника русских. Прежде всего этому способствовал один из первых декретов Советской власти – об отделении церкви от государства. Отныне рождение детей следовало сначала зарегистрировать в ЗАГСе, а уж затем можно было крестить в церкви. Иными словами, церковь лишилась монополии в сфере имянаречения. Результат не заставил себя долго ждать.

С одной стороны, стали выходить из употребления многие имена, чье бытование поддерживалось в основном авторитетом церкви, усилиями священников. Их место заняли новые имена, в числе которых было много заимствований из других языков (прежде всего из западноевропейских).

Интересный пласт составили и новообразования (мужские Авангард, Борьба, Вилен, Вилий, Гем, Гранит, Зинаид, Ким, Мюд, Новомир, Октябрин, Рев, Револьд, Труд, Фицюз, Электрон; женские Воля, Владлена, Декабрина, Диамира, Идея, Искр, Красномира, Нинель,Новелла, Октябрина, Поэма, Ревмира, Сталина, Электрина, Эра, Эспирантина, Январина). Многие из приведенных имен навеяны коммунистической идеологией.

Наиболее активно именник русских преобразовывался с середины 20-х годов до начала 40-х годов прошлого века. Этот период в научной литературе даже называют «антропонимическм половодьем». Затем процессы изменения именника протекали более спокойно.

С 60-х годов прошлого века стали активно проводится исследования именника (системы личных имен) русских. И было обнаружена такая нежелательная тенденция, как сужения репертуара имен, используемых для наречения. Это произошло после того, как спал накал имятворчества двух первых послереволюционных десятилетий. Однако постепенно ситуация изменилась и репертуар имен стал расширяться.

Покажу ситуацию с изменением числа имен активного употребления на примере детей из русских семей г. Алматы (данные по Алмалинскому и Жетысускому районам) в разные годы (с 1945 по 2005).


Таблица 1. Количество имен активного употребления

 1945195519651975198519952005
Мужская часть именника43426050626296
Женская часть именника56456461716695


В целом, начиная с 1960-х гг., ассортимент имен активного употребления развивался в русле тенденции к расширению. Эта тенденция начала действовать после того, как именник достиг наименьших за все XX столетие количественных показателей.

Более точную картину количественного изменения активного именника можно получить, если соотнести количество разных имен среза и количество наречений того же среза. Разделив второе число на первое, получим так называемый средний коэффициент одноименности (по В. Д. Бондалетову), который показывает среднюю функциональную нагрузку имен. Конкретные данные по г. Алматы отражены в таблице 2.


Таблица 2. Средняя функциональная нагруженность имен

 1945195519651975198519952005
Мужская часть именника12,830,824,91612,98,16
Женская часть именника9,828,821,114,118,96,45,7


После достижения очень высокой степени однообразия на срезе 1955 г. происходило увеличение степени разнообразия именника. В мужской части именника этот процесс был поступательным, в женской он ненадолго прервался на срезе 1985 г. Наибольшую степень разнообразия за последние 70 лет показывает современный именник. На всех срезах женская часть именника несколько разнообразнее мужской.

Интерес представляют также и данные о скорости обновления именника от среза к срезу.


Таблица 3. Удельный вес новых имен по сравнению с предыдущим срезом (в %)

 195519651975198519952005
Мужская часть именника16,731,71624,224,244,8
Женская часть именника15,639,126,235,227,352,6


Обращает на себя внимание то, что за последние 70 лет темпы обновления славянского именника активного употребления дважды принимали «взрывоподобный» характер – на срезе 1965 и 2005 гг., при этом наиболее сильно это выражено как раз в настоящее время.

Многие новые имена среза 2005 г. таковыми являются условно, так как их отсутствие на предыдущем срезе вовсе не означает, что они никогда не использовались для имянаречения в Алматы в течение последних 70 лет. Зачастую речь идет об именах редких, использующихся через срез, а то и реже. Или же имя отсутствует, скажем, на срезе 1995 г., но встречается на срезе 1996 г. Однако попадаются и действительно новые, никогда до сей поры не привлекавшиеся для наречения детей в русских, шире – восточнославянских семьях Алматы, например, мужские Владигор, Князь, Мансур, Нельсон, Обафеми, Ставр, женские Анестесия (если не считать его искажением имени Анастасия), Ариана, Арианда (если это не искаженное Ариадна), Девора, Мия, Таис, Эллада.

Обычно источниками новых имен являются именники других народов (при этом нередко наречение одним из таких имен свидетельствует о наличии иноэтнических корней семьи), православные святцы, фонд имен славянского происхождения.

В группе частых имен темпы обновления ниже. Так, в наиболее частотную пятерку среза 2005 г. в группе мужских имен входят Даниил/Данил/Данила (1), Никита (2), Александр (3), Артем/Артемий (4), Роман (5). Первую пятерку покинули Алексей, Дмитрий и Сергей.

В женской части именника ситуация в 2005 г. такова: Анастасия (1), Дарья (2), Виктория (3), Мария (4), София/Софья (4), Екатерина (5). Группу имен-лидеров за 10 лет покинули Ирина/Арина и Кристина.

Вообще же, максимум обновления первой пятерки за 10 лет обычно не превышает трех имен. Это относится и к срезу 2005 г., для именника которого в целом характерен высокий темп обновления. Наиболее неожиданным для среза 2005 г. явилось вхождение в первую пятерку имени София/Софья. Вхождение остальных имен в эту наиболее частотную группу было, в общем и целом, прогнозируемым.

Подытоживая сказанное, отмечу, что современный активный именник русского населения Алматы заметно обновился по сравнению с предыдущим срезом 10-летней давности. При этом наиболее «революционно» ведут себя имена, входящие в низкочастотную группу. Темпы обновления наиболее частотных имен остались на прежнем уровне и не столь существенны. Отличительными особенностями именника 2005 г. является самый богатый ассортимент и самая низкая средняя функциональная нагрузка за последние 70 лет. В заключение приведу полезный для читателей список новых имен среза 2005 г.


Список новых имен среза 2005 г.

Мужские: Адиль, Аркадий, Арсений, Богдан, Вальдемар, Владигор, Гарий, Давид/Давыд, Дамир, Дан, Демид, Доминик, Елизар, Ефим, Игнат, Ильдар, Иосиф, Князь, Лев, Макар, Макс, Мансур, Марк, Нельсон, Матвей, Обафеми, Платон, Радий, Рамиль, Ратибор, Ратмир, Рафаэль, Роберт, Родион/Радион, Савелий, Самуил, Серик, Симон, Ставр, Степан, Тимофей, Филипп, Эльдар.

Женские: Аделина, Алевтина, Александрина, Альбина, Анестесия, Анжелика, Анфиса, Ариана, Арианда, Белла, Богдана, Василина, Василиса, Вера, Вилина, Дарьяна, Девора, Ева, Евангелина, Злата, Илона, Каролина, Лика, Лия, Марьяна, Мелания, Милана, Милена, Мия, Нателла, Нелли, Неонила, Ника, Римма, Розалина, Снежа(н)на, Соломея, Софи, Стефания, Таис, Таисия/Таисья, Христина, Эвелина, Эдда, Элеонора, Э(л)лина, Эллада, Эрика, Юлиа(н)на, Ярослава.



Использованная литература

Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Никонов В. А. Имя и общество. М., 1976.

Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М., 2004.

Шайкевич А. Я. Социальная окраска имени и его популярность // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996.

А. И. Назаров




Индекс качества сайта (ИКС):