Фамилия года


»Кабанов



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











Имена

Цели и задачи изучения личных имен евреев Алматы

Поделиться ссылкой:


Семья верненского фотографа Абрама Лейбина (сидит за столом)
Имена евреев. Еврейские имена



Автор публикации: © А. И. Назаров

Еврейская диаспора Алматы начала формироваться еще во второй половине XIX века, когда Алматы был еще городом Верным. Считается, что евреи в Верном были чуть ли не первыми евреями в Казахстане. Хотя в Верный доступ евреям из черты оседлости не был разрешен, к концу 1870-х годов здесь сложилась еврейская община. Первыми евреями были солдаты российской армии и их семьи. Уже в 1884 году в Верном была открыта синагога.

В 1897 году в Верном проживало 99 евреев, в 1910-м – 206. Значительно усилился рост еврейского населения в Алматы (в 1991–1993 годы назывался Алма-Ата) после Октябрьской революции 1917 года. Часть евреев оказалась здесь в качестве политических ссыльных. Многие приезжали добровольно в связи с развитием транспорта (строительство Турксиба), промышленности. Данные Всесоюзных переписей населения показывают устойчивый рост евреев в Алма-Ате до начала 1970-х годов. После этого наблюдается снижение их числа в городе, что объясняется как репатриацией части евреев в Израиль и некоторые другие страны Запада, а так и общим спадом рождаемости в стране.

Перепись 1939 года – 2228

Перепись 1959 года – 6524

Перепись 1970 года – 9051

Перепись 1979 года – 8592

Перепись 1989 года – 7636

Перепись 1999 года – 2818

Евреи Верного, Алма-Аты, Алматы привлекали и привлекают интерес историков, краеведов (см. работы И. Гринберга, В. Проскурина, Б. Валиевой). Что касается ономастики (личных имен, фамилий) еврейской общины крупнейшего города Казахстана, то она пока не изучена, хотя эта тема представляет интерес. Исследование имен и фамилий евреев Алматы интересно с нескольких точек зрения и может быть проведено в разных аспектах:

– как часть языка и культуры евреев Алматы, являющаяся одним из барометров сохранения / утраты культурно-языковой специфики;

– как локальная система ономастики евреев;

– как часть ономастикона Алматы.

Наиболее подходящими источниками для изучения ономастики евреев Алматы являются актовые записи о рождении, позволяющие выявить фонд имен и фамилий еврейской общины города. В 1990-е и в середине 2000-х годов мной производился сбор имен жителей Алматы разных национальностей с выделением в отдельную группу имен евреев. Учитывая огромный массив актовых записей, мной был осуществлен сбор материала по пятилетним синхронным срезам с шагом между срезами в пять лет. Иными словами, выявлены имена детей и их родителей на основе актовых записей 1932–1936, 1942–1946, 1952–1956, 1962–1966, 1972–1976, 1982–1986, 1992–1996 и 2005–2006 годов.

Располагаю также списком имен из актовых записей 1922–1926 годов, но по ним невозможно достоверно определить национальность, так как тогда она не указывалась. Некоторое представление об ономастиконе евреев более раннего периода дают метрические книги православных церквей города, в которых можно встретить сведения об именах и фамилиях евреев, переходящих из иудаизма в православие – наряду с именем, получаемым при крещении, указывалось имя до крещения.

К настоящему моменту обработаны данные по именам евреев Алматы за 1942–1946, 1952–1956 и 1982–1986 годы. Результаты обработки представлялись в 1) списках имен новорожденных с указанием частотности употребления каждого из них; 2) в списках имен отцов и матерей этих новорожденных. Дальнейшая интерпретация данных по именам может производиться по следующим направлениям: 1) определение языковой принадлежности имен; 2) выявления групп имен разной употребительности. Собственно, алгоритм обработки и интерпретации имен евреев не отличается от алгоритма исследования имен других этнических групп города Алматы, что позволяет проводить сопоставительные исследования личных имен разных этносов.

Конечной целью моего исследования личных имен евреев Алматы является подготовка и издание словаря их личных имен. Как промежуточные результаты, так и конечный результат предполагается размещать в Интернете, в частности, на сайте моего научно-популярного проекта «Планета имен и фамилий».

Одним из недостатком известных мне бумажных и сетевых словарей еврейских имен является, на мой взгляд, стремление отсечь те имена, которые не являются древнееврейскими по своему происхождению. Если такой словарь издается в Израиле, где древнееврейские имена преобладают и сильна тенденция менять небиблейские имена на библейские, то это еще можно понять. Хотя, если речь вести об удовлетворении познавательной потребности читателя, то этой функции такие словари не выполняют в полной мере. В пост-СССР же ограничение словаря только библейскими и новоивритскими именами – искусственно и не позволяет охватить антропонимию евреев в её многообразии и историческом развитии.

Этих недостатков лишен раздел «Еврейские имена» в издававшемся в советское время (было три издания) «Справочника личных имен народов РСФСР». В нем имена даны как в старом документальном написании, так и в традиционном русском. Но приведено только небольшое количество имен, правда, наиболее употребительных. В своём исследовании я учитываю все имена, которые давались детям, родившимся в еврейских семьях. То есть планируемый словарь точнее назвать не словарем еврейских личных имен, а словарем личных имен евреев.


Литература

Алексеенко А. Н., Алексеенко Н. В., Козыбаев М. К., Романов Ю. И. Этносы Казахстана. Астана, 2001.

Валиева Б. Х. Некоторые аспекты формирования еврейской диаспоры в Казахстане // Вестник КазНУ, Сер. Историческая. 2010. №2. С. 84–87.

Гринберг И. Э. Евреи в Алматы. Алматы, 2009.

Приблуда А. С. Еврейские имена // Справочник личных имен народов РСФСР. 3-е изд. М., 1987. С. 37–45.

Торпусман А. Н. Евреи // Системы личных имен у народов мира. М., 1989.

Проскурин В. Н. Фотосалон Степного края // Алма-Атинские дворики. Краеведческие статьи, эссе, рассказы. Алматы, 2009. С. 263–269.


Автор публикации: © А. И. Назаров




Индекс качества сайта (ИКС):