Фамилия года


»Крысин



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











А. И. Назаров
Именослов Верного и Верненского уезда

Как связаны частота имён в месяцеслове и частота выбора имён при крещении

Поделиться ссылкой:


Оглавление

Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово



Как связаны частота имён в месяцеслове и частота выбора имён при крещении
(вы сейчас на этой странице)








Древнерусские и славянские имена:











Свято-Вознесенский (Кафедральный) собор в Верном. Фото до 1917 г.
Свято-Вознесенский собор в Верном

© А. И. Назаров (16.12.2017)

В книге И. Бухарева «Жития всех святых» (М., 1916) мужских имён – 863, женских – 232. Количество же святых больше и растёт постоянно. По сведениям священника Сергия Бегияна, приведённым в 2014 году, в текущем месяцеслове Русской Православной Церкви 5008 святых; из них 2575 – святые Русской Церкви [Бегиян 2014]. Имён же гораздо меньше, несмотря на то, что в последние годы количество святых значительно увеличилось за счёт новомучеников (духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти). Все новомученики носят известные ранее православные имена. Этим и объясняется, что рост количества святых обычно не приводит к росту количества разных имён в месяцеслове. Количество имён святых растёт медленно, иногда их становится даже меньше. К примеру, в церковном календаре на 1960 год мужских имен 874, а женских – 228. По сравнению с книгой И. Бухарева мужских имён стало больше лишь на 11, а женских – меньше на 4.

Их всего этого следует, что среди православных святых много тёзок. Среди них самым частым является имя Иоанн. В «Месяцеслове всех святых» за 1891 год оно встречается 71 раз. Часты также имена Феодор, Петр, Александр, Павел, Стефан, Василий и др. Вместе с тем значительное количество мужских имён в календаре встречается не чаще одного-двух раз. Таковы, например, имена Авенир, Автоном, Борис, Валентин, Владимир, Евдоким, Иларий, Северин, Феогност и др.

Степень концентрации женских имён в святцах ниже, чем мужских. Однако и среди них есть имена-чемпионы. Так, в «Месяцеслове всех святых» за 1891 год имя Анна фигурирует 12 раз, Мария – 10 раз, Анастасия, Марфа, Матрона – по 5 раз. В то же время многие женские имена встречаются не чаще одного-двух раз – Августа, Алла, Анисия, Аполлинария, Вера, Глафира, Дария, Евгения, Зинаида, Илария, Калерия, Лариса, Лидия, Любовь, Надежда, Нина и др.

Кому-то может показаться, что до декрета 1918 года об отделении церкви от государства, когда от православных требовалось, чтобы наречение имени осуществлялось по церковному календарю, частота встречаемости того или иного имени в месяцеслове определяла его употребительность при наречении крещаемых. То есть, чем больше святых с тем или иным именем, тем чаще это имя давалось. Однако на самом деле строгой зависимости между частотой имени в месяцеслове и его употребительностью в реальной жизни не было. Более того, нередко случалось так, что имена, повторяющиеся в календаре многократно, для наречения крещаемых использовались реже, чем те, которые в святцах фигурировали менее часто. Чтобы убедиться в этом, приведу две таблицы, в которых показана, с одной стороны, употребительность пятнадцати самых частых мужских и женских имён лиц, крещённых в православных храмах Большого Верного (то есть города Верного, станиц Больше-Алматинской и Мало-Алматинской) за период 1912–1916 годов. Исходный для подсчётов материал извлечён мной методом сплошной выборки из церковных метрических книг, хранящихся в Центральном государственном архиве Алматы.

Таблица 1. Мужские имена

ИменаКоличество крещаемыхЧастота в «Месяцеслове всех святых» (1891 г.)
Николай3807
Михаил34114
Александр32225
Иоанн31171
Петр26630
Василий26316
Павел24021
Георгий21315
Константин1919
Алексий1876
Сергий1429
Григорий14019
Виктор1374
Владимир1221
Феодор11431


Таблица 2. Женские имена

ИменаКоличество крещаемыхЧастота в «Месяцеслове всех святых» (1891 г.)
Мария49710
Анна32512
Александра1984
Валентина1961
Клавдия1894
Елена1843
Антонина1783
Нина1592
Вера1571
Зоя1533
Анастасия1485
Надежда1211
Екатерина1151
Зинаида1151
Ольга1111


Для подтверждения того, что строгой зависимости между частотой имени в святцах и в реальной жизни не было, можно привести также данные по именам, которые давались редко. За период 1912–1916 годов в пределах Большого Верного именем Афанасий назвали четырех младенцев, Даниил – четырех, Дионисий – одного, Василисса – двух, Феодора – двух, Феодосия – одного, Христина – трёх. Низкая степень употребительности этих имён в Большом Верном в рассматриваемый период не соответствует их высокой или относительно высокой частоте в святцах. В «Месяцеслове всех святых» за 1891 год имя Афанасий фигурирует 12 раз, Даниил – 6, Дионисий – 15, Василисса – 5, Феодора – 9, Феодосия и Христина – по 4 раза.

То, что частотность имени в святцах не оказывала существенного влияния на его употребительность при наречении крещаемого, подтверждается и другими фактами: постоянным изменением состава имён, различиями в составе и/или употребительности имён между отдельными православными приходами.

Например, наиболее употребительная пятёрка мужских имён лиц, крещённых в храмах Большого Верного в период 1902–1906 гг., выглядит следующим образом: 1. Иоанн. 2. Николай. 3. Александр. 4. Михаил. 5. Петр (данные за 1902–1906 гг. и за более ранние годы собирались автором в Центральном государственном историческом архиве Республики Казахстан). В 1912–1916 гг. состав наиболее частотной пятёрки не изменился, однако расположение имён внутри неё в целом иное: 1. Николай. 2. Михаил. 3. Александр. 4. Иоанн. 5. Петр. Употребительность имён Николай, Михаил, Иоанн претерпела довольно существенные изменения, несмотря на то, что частоты встречаемости этих имён в святцах в периоды 1902–1906 гг. и 1912–1916 гг. оставались постоянными.

Не совпадают составы и степень употребительности имён на территориях разных православных приходов, что также подтверждает предположение о второстепенном значении частоты имени для его функционирования в реальной действительности. В качестве иллюстрации приведу имена крещённых в трёх православных приходах. При этом ограничусь именами с пятью наиболее высокими частотами.

Таблица 3.

Михаило-Архангельская церковь станицы Каскеленская Верненского уезда, 1914–1918 гг.Николаевская церковь станицы Софийская Верненского уезда, 1912–1916 гг.Покровская церковь г. Верный, 1912–1916 гг.
Мужские имена
МихаилИоаннНиколай
ПетрНиколайПетр
ИоаннПетрИоанн
НиколайВасилийАлександр
ВасилийМихаилМихаил
Женские имена
АннаМарияМария
МарияАннаАнна
АлександраАлександраВалентина
КлавдияКлавдияКлавдия
СофияАнастасияАнтонина


Из вышесказанного следует, что при анализе употребительности личных имён, даваемых при крещении, не следует придавать слишком большое значение их частотам встречаемости в святцах. Эти частоты лишь дают именам шанс либо занять место в той или иной частотной группе имён (в высокочастотной, среднечастотной), либо вообще не выйти из употребления и пребывать в низкочастотной группе имён. Случается ли то или другое или нет, а тем более конкретное место в частотном списке имён активного употребления в конечном итоге зависит от действия других, более существенных факторов.

На мой взгляд, причины длительной популярности в дореволюционной России таких, например, имён, как Иван (Иоанн), Михаил, Василий, Петр, Павел, Михаил, Мария, Анна, надо искать не столько в их частой встречаемости в святцах, сколько в их лингвистических характеристиках, в месте, которое эти имена занимали в религиозном сознании православных, в связанности с историей народа, государства. Особое внимание необходимо уделять вопросу о месте прототипов имён в сознании людей. Принадлежность имён кругу центральных образов христианства, православия, вероятно, – один из основных факторов широкого хождения этих имён в среде православных.

© А. И. Назаров (16.12.2017)



Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово

Оглавление


Как связаны частота имён в месяцеслове и частота выбора имён при крещении
(вы сейчас на этой странице)








Древнерусские и славянские имена:













Индекс качества сайта (ИКС):