Фамилия года


»Собакин



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











А. И. Назаров
Именослов Верного и Верненского уезда

Древнерусские и славянские имена (2)

В этом очерке я рассматриваю группу имен, которую определяю как древнерусские и славянские. При этом определение «древнерусские» условно. Речь идет об именах, бытовавших в Древней Руси еще до принятия христианства. А среди них были имена различного языкового происхождения, не только русского.

Поделиться ссылкой:


Оглавление

Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово


Древнерусские и славянские имена:


§ 2. Древнерусские и славянские имена православных святых, признаваемые и не признаваемые Русской православной церковью
(вы сейчас на этой странице)









§ 2. Древнерусские и славянские имена православных святых, признаваемые и не признаваемые Русской православной церковью

«Полный месяцеслов Востока» архим. Сергия
стал источником имен, не признанных РПЦ
Полный месяцеслов Востока
В современном именослове русских совсем немного имен исконного происхождения. По-прежнему преобладают имена греческой, латинской и древнееврейской или иной этимологии. В еще большей степени это наблюдалось в период XVIII–XIX вв., когда русская православная церковь стремилась ограничить выбор имен православным месяцесловом (святцами).

Почему в православный месяцеслов включено мало древнерусских и славянских имен, хорошо показано в публикациях А. В. Суперанской
[например: Суперанская, 2003]Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. – М., 2003.
. Если коротко, то это объясняется историей канонизации святых. Причисленные к лику святых русские подвижники православия в подавляющем большинстве носили имена, принесенные из Византии в период крещения Руси.

Сколько мирских, первоначально нехристианских, имен русских и славянских святых включено в православные святцы? Ответить однозначно невозможно, т. к. в разные периоды времени их состав не был одинаковым. Кроме того, разные месяцесловы одного и того же периода времени в этом отношении могли отличаться друг от друга.

Больше всего древнерусских и славянских имен, ставших каноническими, включено в современные календари. Так, в календаре на 1994 г. в алфавитной росписи имен святых можно встретить мужские имена Борис, Боян, Владимир, Владислапв, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Горазд, Довмонт, Драгутин, Игорь, Изяслав, Кукша, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав; женские имена Людмила, Милица, Ольга. В этом же списке находим имена Богдан, Боголеп, Лев, Разумник; Вера, Надежда, Любовь, Злата, Светлана, представляющие собой кальки (переводы основ) имен святых, не являющиеся по своей этимологии русскими или славянскими, поэтому в данном очерке они не рассматриваются.

В синодальных месяцесловах, издававшихся до 1917 г., древнерусских и славянских имен, использовавшихся еще до крещения Руси, меньше. Например, в «Месяцеслове всех святых» на 1891 г. из имен этой группы встречаются: Борис, Владимир, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Кукша; Людмила, Ольга, т. е. более, чем в два раза меньше, чем в календаре на 1994 г. Отсутствие в месяцеслове 1891 г. 13 из 23 имен интересующей нас группы месяцеслова 1994 г. объясняется отсутствием в первом дней памяти соответствующих святых, т. к., во-первых, в месяцеслове на 1891 г. приведены имена только общецерковно чтимых святых, а немалая доля имен древнерусского и славянского происхождения представлена у местночтимых русских святых. Во-вторых, южнославянские святые с именами Боян, Горазд, Владислав, Драгутин, Милица введены в пантеон святых РПЦ значительно позже.

В 1903 г. был издан «Верный месяцеслов всех русских святых», в котором впервые был официально обнародован полный список местночтимых русских святых. Из древнерусских имен, известных еще до эпохи крещения Руси, в нем встречаются (кроме имен Владимир, Глеб, Довмонт, Мстислав, Олег, Ярополк.

С 1891 г. имена при крещении разрешалось давать только по «Месяцеслову всех святых» 1891 г., с 1903 г. – также и по «Верному месяцеслову всех русских святых». В начале XX в. только эти два издания являлись узаконенными Святейшим Синодом.

Однако существовали и другие, неофициальные источники, содержащие древнерусские и славянские имена святых. В первую очередь следует назвать двухтомный труд архиеп. Сергия «Полный месяцеслов Востока» (до революции издавался в 1875–1876 и в 1901), созданный с научной целью. В нем можно найти имена русских и славянских святых, отсутствующие как в «Месяцеслове всех святых», так и в «Верном месяцеслове всех русских святых»: Воин, Горазд, Драгутин, Ослябь, Пересвет, Ростислав, Святослав, Урош, Ярослав.

Сведения о местночтимых и южнославянских святых содержались в «Словаре историческом о святых, прославленных в Русской Церкви» (СПб., 1862), в работах преосвященного Филарета Черниговского. Начиная с 1870-х гг. имена из работ архиеп. Сергия и Филарета Черниговского стали источниками пополнения календарей, издававшихся частными лицами.

Наконец, упомяну еще три мирских имени, принадлежавших святым Антонию, Иоанну и Евстафию Литовским: Круглец, Кумец, Нежило. В современных и многих дореволюционных месяцесловах эти три языческих имени обычно не приводятся. Мне они встретились в месяцеслове на 1829 г. и в книге И. Бухарева
[Бухарев, 1999]Бухарев И. Жития святых православной церкви. – М., 1999 (репринтное издание).
.

Таким образом, итоговый список древнерусских и славянских имен православных святых, которые могли быть известны жителям Верного и Верненского уезда благодаря перечисленным выше печатным изданиям, выглядит следующим образом:

Мужские имена: Борис, Боян, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Горазд, Довмонт, Драгутин, Игорь, Изяслав, Кукша, Кумец, Круглец, Мстислав, Нежило, Олег, Ослябь, Пересвет, Ростислав, Святослав, Урош, Ярополк, Ярослав (25 имен).

Женские имена: Людмила, Милица, Ольга (3 имени).


© А. И. Назаров (5.09.2014)



Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово

Оглавление

Древнерусские и славянские имена:


§ 2. Древнерусские и славянские имена православных святых, признаваемые и не признаваемые Русской православной церковью
(вы сейчас на этой странице)