Фамилия года


»Собакин



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











А. И. Назаров
Именослов Верного и Верненского уезда

Древнерусские и славянские имена (7)

В этом очерке я рассматриваю группу имен, которую определяю как древнерусские и славянские. При этом определение «древнерусские» условно. Речь идет об именах, бытовавших в Древней Руси еще до принятия христианства. А среди них были имена различного языкового происхождения, не только русского.

Поделиться ссылкой:


Оглавление

Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово


Древнерусские и славянские имена:







§ 7. Статистика выбора древнерусских и славянских имен
(вы сейчас на этой странице)




§ 7. Статистика выбора древнерусских и славянских имен

Туркестанский кафедральный собор в г. Верном
Туркестанский кафедральный собор в г. Верном
Мной просмотрены метрические книги всех православных церквей Верного за шесть отрезков времени: 1858–1861/1865–1867 гг. (далее – 1858–1867), 1872–1876 гг., 1882–1886 гг., 1892–1896 гг., 1902–1906 гг., 1912–1916 гг. И выписаны имена всех, кого в те годы крестили. Объем выборки составляет 16 996 имяупотреблений (т. е. фактов наречения именем) для лиц мужского и 16 337 для лиц женского пола.

Кроме того, в моем распоряжении есть сведения по некоторым населенным пунктам Верненского уезда. Мной обследованы метрические книги Михаило-Архангельской церкви станицы Каскеленской (в более раннее время называлась станицей Любавинской, еще раньше – выселком Любовным, в настоящее время – г. Каскелен) за период 1884–1918 гг. и метрические книги Николаевской церкви станицы Софийской (сейчас это г. Талгар) за 1884–1916 гг. (2367 употреблений мужских и 2273 употреблений женских имен.

Всего моими подсчетами охвачено 47 607 человек обоего пола.

У детей, крещенных в православных церквях Верного, станиц Каскеленская и Софийская в течение указанных отрезков времени, выявлено 15 древнерусских и славянских имен – 12 мужских и 3 женских. Чуть больше половины этих имен (всего восемь) даны по синодальным святцам, т. е. включены в «Месяцеслов всех святых» 1891 г. и в месяцесловы более ранних лет издания. Это: Борис, Владимир, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Людмила, Ольга.

Еще четыре имени – Олег, Ростислав, Святослав и Ярополк – в дореволюционной России принадлежали святым, чтимым местно. Как отмечалось выше, первая официальная публикация списка местночтимых святых относится к 1903 г. Имена же Ростислав, Святослав и Ярополк засвидетельствованы мной только у мальчиков, родившихся в период 1892–1896 гг. К тому же периоду относится и первое использование для наречения имени Олег. Исходя из этого можно предположить, что эти имена даны либо по «Полному месяцеслову Востока» (впервые издан в 1875–1876 гг.), в котором все эти четыре имени представлены, либо по каким-то гражданским, несинодальным месяцесловам, авторы которых при составлении опирались на «Полный месяцеслов Востока».

Впрочем, именами местночтимых святых нарекали и задолго до появления «Полного месяцеслова Востока» и гражданских календарей. В «Месяцеслове с росписью чиновных особ в государстве, на лето от рождество Христово 1779», изданном в Санкт-Петербурге, на стр. 34 упоминается некий коллежский асессор Ростислав Татищев. Наречение ребенка именем местночтимого святого можно объяснить также либо тем, что ребенка крестили в той местности, где существует культ этого святого, либо тем, что родители крещаемого происходят из тех мест.

Оставшиеся три имени – мужские Владислав, Драгутин и женское Милица – до 1918 г. не являлись каноническими для РПЦ. Их не было ни среди имен общецерковных святых, ни среди имен местночтимых святых. Эти три имени носили южнославянские (сербские) святые и в современные православные календари включаются как имена этих святых.

Мои сведения по бытованию в Верном и Верненском уезде до 1918 г. древнерусских и славянских имен православных святых как крестильных имен не являются исчерпывающими, т. к. я проводил выборочное исследование – за половину лет в период 1858–1916 гг., охватив только часть Верненского уезда. Вовлечение в научный оборот материала из метрических книг второй половины лет, а также расширение обследуемой территории уезда, очевидно, позволит выявить еще какие-то древнерусские и славянские имена православных святых, даваемых при крещении.

Теперь перейду к рассмотрению динамики использования древнерусских и славянских имен в Верном и станицах Каскеленская и Софийская. Для этого представлю и проанализирую статистику имен этой группы в разные периоды времени. В таблицах 1, 2 и 3 показано, как часто давалось то или иное имя в течение того или иного отрезка времени (хронологического среза). Частоты имен указаны сначала в абсолютных числах, затем (в скобках) – в процентах.


Таблица 1. Древнерусские и славянские имена,
данные при крещении в православных церквях Верного

Условные обозначения отрезков времени: I – 1858–1867, II – 1872–1876, III – 1882–1886, IV – 1892–1896, V – 1902–1906, VI – 1912–1916

 IIIIIIIVVVI
Мужские имена
Борис5
(0,43)
4
(0,25)
13
(0,51)
24
(0,74)
61
(1,51)
102
(2,34)
Владимир11
(0,94)
46
(2,85)
69
(2, 69)
65
(2,00)
86
(2,13)
122
(2,80)
Владислав1
(0,03)
1
(0,02)
Всеволод1
(0,04)
3
(0,09)
4
(0,10)
6
(0,14)
Вячеслав2
(0,12)
6
(0,23)
6
(0,19)
4
(0,10)
13
(0,30)
Глеб2
(0,05)
5
(0,11)
Драгутин1
(0,04)
Игорь1
(0,04)
1
(0,03)
10
(0,23)
Олег1
(0,03)
2
(0,05)
5
(0,11)
Ростислав2
(0,06)
Святослав1
(0,03)
Ярополк1
(0,03)
Всего16
(1,36)
52
(3,22)
91
(3,55)
105
(3,23)
159
(3,94)
264
(6,06)
Женские имена
Людмила2
(0,17)
6
(0,35)
9
(0,37)
10
(0,33)
14
(0,37)
27
(0,66)
Милица2
(0,07)
2
(0,05)
Ольга21
(1,83)
73
(4,22)
70
(2,86)
111
(3,61)
123
(3,26)
111
(2,70)
Всего23
(2,00)
79
(4,57)
79
(3,23)
123
(4,01)
139
(3,63)
140
(3,41)


Таблица 2. Древнерусские и славянские имена, данные при крещении
в Михаило-Архангельской церкви станицы Каскеленской

Условные обозначения отрезков времени: I – 1884–1889, II – 1890–1895, III – 1896–1901, IV – 1902–1908, V – 1909–1913, VI – 1914–1918

 IIIIIIIVVVI
Мужские имена
Борис1
(0,28)
1
(0,22)
2
(0,42)
2
(0,57)
7
(1,82)
2
(0,60)
Владимир3
(0,85)
2
(0,43)
3
(0, 63)
5
(1,42)
1
(0,26)
4
(1,19)
Всеволод1
(0,30)
Всего4
(1,13)
3
(0,65)
5
(1,05)
7
(1,99)
8
(2,08)
7
(2,09)
Женские имена
Людмила2
(0,53)
Ольга1
(1,29)
7
(1,68)
3
(0,72)
21
(5,20)
15
(4,01)
6
(1,94)
Всего1
(1,29)
7
(1,68)
3
(0,72)
21
(5,20)
17
(4,54)
6
(1,94)


Таблица 3. Древнерусские и славянские имена, данные при крещении
в Николаевской церкви станицы Софийской

Условные обозначения отрезков времени: I – 1884–1889, II – 1890–1895, III – 1896–1900, IV – 1901–1905, V – 1906–1911, VI – 1912–1916

 IIIIIIIVVVI
Мужские имена
Борис5
(0,84)
6
(0,78)
1
(0,17)
4
(0,50)
7
(0,65)
7
(0,64)
Владимир10
(1,68)
8
(1,05)
13
(2, 18)
14
(1,75)
11
(1,02)
15
(1,38)
Всеволод1
(0,13)
Вячеслав1
(0,17)
1
(0,12)
1
(0,09)
Глеб1
(0,09)
Всего16
(2,69)
15
(1,96)
14
(2,35)
19
(2,37)
19
(1,76)
23
(2,11)
Женские имена
Людмила1
(0,15)
1
(0,16)
1
(0,10)
Ольга18
(3,06)
9
(1,36)
11
(1,75)
20
(2,55)
21
(1,99)
22
(2,23)
Всего18
(3,06)
10
(1,51)
12
(1,91)
20
(2,55)
22
(2,09)
22
(2,23)


В Верном древнерусские и славянские имена святых использовались активнее, чем в станицах Каскеленской и Софийской. В Верном видим как более разнообразный ассортимент этих имен, так и в большинстве случаев более высокую степень употребительности конкретных имен. Эти различия можно объяснить следующими причинами. Во-первых тем, что тенденция к активизации древнерусских и славянских имен, судя по всему, зародилась в городах. Во-вторых, некоторым отставанием села от города в усвоении новых тенденций имянаречения
[Никонов 1974, 66]Никонов В. А. Имя и общество. – М., 1974.
. Пока мода на древнерусские и славянские имена докатилась до сельской местности, в городах она была в полном разгаре.

Также отмечу, что по активности использования древнерусских и славянских имен станица Каскеленская в общем и целом уступает станице Софийской. В последней шире и ассортимент имен этой группы и в основном выше степень употребительности конкретных имен на тех или иных хронологических срезах. Очевидно, станица Софийская, расположенная к Верному ближе станицы Каскеленской, имела несколько более тесные экономические и личностные связи с Верным. Отсюда – больше сходств и в сфере выбора имен.

Тенденция к наречению древнерусскими и славянскими именами в Верном в полную силу проявляется с 1880-х гг. На срезе 1882–1886 гг. таких имен дано 8 – почти в два раза больше, чем на предыдущем срезе (тогда их было 5). В 1892–1896 гг. в Верном дано максимальное количество рассматриваемой группы – 13. На следующем синхронном срезе таких имен становится несколько меньше – 8. В период 1912–1916 гг. наблюдается очередной количественный рост – 11 имен. Следует отметить, что нет строгого соответствия между изменением количества имен рассматриваемой группы и совокупной степенью их употребительности. Так, в период 1892–1896 гг. 11 мужских имен «обслуживали» 3,23 % мальчиков. На предыдущем и следующем синхронных срезах меньшее количество имен приходилось на больший процент носителей. Происходит это в основном оттого, что изменения степени употребительности отдельных имен не синхронны, нередко разнонаправленны. Например, одновременно с использованием в Верном в период 1892–1896 гг. имен Владислав, Олег, Ростислав, Святослав и Ярополк, до этого здесь не засвидетельствованных мною, произошло снижение степени употребительности имени Владимир на 0,69 % по сравнению с предыдущим синхронным срезом.

Хорошо видна неравнозначность отдельных имен в сфере имянаречения. В Верном через все синхронные срезы проходят лишь имена Борис, Владимир, Людмила, Ольга. В станицах Каскеленской и Софийской «сквозными» являются три имени – Борис, Владимир, Ольга. При этом несомненно лидерство имен Владимир и Ольга среди древнерусских и славянских имен. Эти имена на тех или иных синхронных срезах играли заметную роль и в пределах всего именослова активного употребления, а на некоторых срезах входили в число 15, иногда и 10 самых частых имен.

Имя Борис в Верном в XIX в. использовалось нечасто, однако в начале XX в. пошло «в гору» и на срезе 1912–1916 гг. по своей частоте вплотную приблизилось к именам Владимир и Ольга. В станицах Каскеленская и Софийская имя Борис по частоте также, как правило, уступало именам Владимир и Ольга. Правда, здесь есть исключения из правила: на срезе 1900–1913 гг. в станице Каскеленской Борис давали чаще, чем Владимир. В той же станице на срезе 1884–1889 гг. абсолютные частоты имен Борис и Ольга совпали.

Более или менее устойчивой в дореволюционном Верном была употребительность имен Вячеслав и Всеволод, а в станице Софийская – имен Вячеслав и Людмила, поскольку они засвидетельствованы не менее, чем на трех синхронных срезах. Однако удельный вес детей, нареченных этими именами, все же значительно уступал степени употребительности имен-лидеров группы Владимир, Ольга, а также имени Борис.

Многие имена из группы древнерусских и славянских имен играли роль статистов: они встретились на одном-двух синхронных срезах. Это наводит на мысль, что использование в Верном и Верненском уезде тех или иных редких и единичных имен из рассматриваемой группы в определенной мере обусловлено случайным стечением обстоятельств и происходило благодаря появлению в этих местах тех или иных личностей. Так, не попади в Верный на должность директора мужской гимназии Драгутин Новак, едва ли здесь когда-либо было дано имя Драгутин, которым он назвал своего сына. Не окажись в Верном на должности начальника штаба полковнмк Георгий Зметнов, не появилось бы у здешнего уроженца имени Ярополк, которым он назвал одного из своих сыновей.

Почему одни имена рассматриваемой группы занимали прочное место в именослове активного употребления, были достаточно частыми, другие – редкими, третьи – единичными? Такая ситуация сложилась в результате действия ряда причин.

Одна из основных причин – разновременность вхождения имен в круг имен активного употребления. Как следует из работ Л. М. Щетинина и В. Д. Бондалетова
[Щетинин 1978; Бондалетов 1983]Щетинин Л. М. Русские имена. (Очерки по донской антропонимии). – 3-е изд. – Ростов-на-Дону, 1978; Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М., 1983.
, наиболее длительную традицию активного употребления имеют мужские имена Борис, Владимир и женское имя Ольга. Имена Борис и Владимир активно использовались для наречения детей и в XVIII в., и в. XVIII в., и в XIX в., и в начале XX в., и в последующий, современный период развития русской именослова. Женское имя Ольга непрерывно входит в число имен активного употребления со второй половины XVIII в.

Большинство же других рассматриваемых древнерусских и славянских имен вошло в круг имен активного употребления значительно позже. Почему сложилось так? Частично я уже ответил на этот вопрос. Многие древнерусские и славянские имена святых, значащиеся в современных календарях РПЦ, в исследуемый период времени не являлись каноническими. Более или менее широко известными они становятся, начиная с двух последних десятилетий XIX в., после появления трудов, в которых сообщалось о местночтимых русских святых, о святых других православных славянских народов. При этом, вероятно, священники соглашались окрестить неканоническим именем в виде исключения, уступки родителям, т. к. риск быть обвиненным в нарушении церковных правил имянаречения был велик. На такую уступку могли рассчитывать, по-видимому, в основном представители привилегированных слоев общества.

После издания в 1903 г. «Верного месяцеслова» было разрешено крестить детей именами местночтимых русских святых, включенных в него. Однако особого энтузиазма в выборе этих имен на синхронных срезах 1902–1906 гг. и 1912–1916 гг. в Верном и Верненском уезде не наблюдается. Лишь имя Олег стали давать чуть чаще. Имена же Довмонт, Мстислав, Ярополк, также включенные в «Верный месяцеслов», на тех двух синхронных срезах не были востребованы. Такую инертность в отношении многих имен рассматриваемой группы можно отчасти объяснить тем, что популярность имя приобретает постепенно, в течение более или менее длительного промежутка времени.

Как видно из работ Л. М. Щетинина и В. Д. Бондалетова
[Щетинин 1978; Бондалетов 1983]Щетинин Л. М. Русские имена. (Очерки по донской антропонимии). – 3-е изд. – Ростов-на-Дону, 1978; Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М., 1983.
, имена Борис, Владимир, Ольга набирали силу в течение всего XIX в. Трудно было ожидать, чтобы в среде российских православных сразу же после снятия ограничений на использование имен местночтимых русских святых началось повальное увлечение этими именами. Был необходим период привыкания к этим именам.

Не стоит, впрочем, преувеличивать роль такого фактора, как наличие церковных ограничений или, наоборот, разрешений на выбор того или иного имени. Ведь имена Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Людмила издавна включались в синодальный месяцеслов, но, несмотря на это, до конца исследуемого периода времени они не играли заметной роли в имянаречении. Представляется, что эти имена не были массовыми во многом потому, что не соответствовали языковым (точнее – антропонимическим) вкусам большинства населения той эпохи.

Л. М. Щетинин, размышляя над перспективой приобретения популярности славянскими именами типа Всемил, Всеслав, Добромысл, Мечислав, Остромир, Святополк, Ярополк; Всеслава, Любомира, Мирослава, Ярослава и им подобными, предположил, что этими именами заинтересуются лишь немногие родители. Он же указал и на причины неприятия этих имен большинством имядателей:

Одних мамаш и папаш оттолкнет длина этих слов, другие испугаются их торжественного, слишком не будничного «несемейного» звучания (ведь это почти сплошь имена киевских князей и новгородских посадников), третьим покажется претенциозным их возвышенный смысл
[Щетинин 1978, 206–207]Щетинин Л. М. Русские имена. (Очерки по донской антропонимии). – 3-е изд. – Ростов-на-Дону, 1978
.

На мой взгляд, в XIX в. и в начале XX в. в российском православном обществе к оценке многих древнерусских и славянских имен святых подходили с аналогичными мерками. «Княжеский» оттенок, по-видимому, мог отталкивать многих людей, особенно незнатного происхождения, не только от имен Всеволод, Вячеслав, Ростислав, Святослав, Ярополк, но и имен Игорь, Олег и под.

В дальнейшем интересно было бы проследить корреляцию между выбором древнерусских и славянских имен и социальной принадлежностью родителей. Тем более что, собирая материал,я фиксировал сословие родителей каждого крещаемого. Но для этого необходимо провести подсчеты, которые еще не проведены.

© А. И. Назаров (10.09.2014)



Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово

Оглавление

Древнерусские и славянские имена:







§ 7. Статистика выбора древнерусских и славянских имен
(вы сейчас на этой странице)