Фамилия года


»Собакин



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











А. И. Назаров
Именослов Верного и Верненского уезда

Частотность имен Вера, Надежда, Любовь, София

Поделиться ссылкой:


Оглавление

Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово


Древнерусские и славянские имена:











© А. И. Назаров (15.08.2017)

В этой публикации имена Вера, Надежда, Любовь, София рассматриваются не с точки зрения взаимодействия между собой или с другими именами, с фамилиями (см. статью «Взаимодействия имен микрогруппы Вера, Надежда, Любовь, София» на этом же сайте), а в более традиционном для антропонимики плане. Я расскажу о развитии употребительности этих имен в Верном и в части Верненского уезда, а также приведу сравнительный материал по другим регионам Российской империи.

В Верном суммарно с 1858 г. по 1916 г. включительно из всей четверки по количеству нареченных лидировало имя Вера (480), второе – Надежда (336), третье – София / Софья (154), четвертое – Любовь (122). Из этой четверки имя Вера на двух срезах даже входило в топ-10 женской части активного именника: в 1902–1906 гг. – 8-е, в 1912–1916 гг. – 9-е.

Если смотреть по отдельным срезам, то кривая изменения количества нареченных этими именами (в процентах от общего числа нареченных женского пола) шла то вниз, то вверх. Для отдельных имен вектор движения менялся три–пять раз. Однако со среза 1892–1896 гг. у имен Вера, Любовь, Надежда наблюдается только рост их употребительности, которая на срезе 1912–1916 гг. достигла максимума для каждого их этих трех имен, соответственно 3,82 %, 1,22 %, 2,94 %. У имени же София / Софья максимум употребительности приходится на срез 1892–1896 гг. (1,2 %), на срезе 1912–1916 гг. – чуть меньше (1,02 %), но больше, чем в 1902–1906 гг.

Для наглядности изменения употребительности этих четырех имен показаны на диаграмме. На горизонтальной оси – синхронные срезы, на вертикальной – удельный вес нареченных рассматриваемыми именами (в %).

Частотности имен Вера, Любовь, Надежда, София в Верном
Вера, Надежда, Любовь, София

Сходную картину по употребительности рассматриваемой четверки имен видим в станице Софийской (ныне город Талгар), расположенной примерно в 25 км к востоку от Верного. В пределах рассматриваемой четверки имен на всех срезах лидирует имя Вера (97 нареченных по сумме всех срезов). На втором месте на всех срезах находится Надежда (59 нареченных). На трех срезах имена Любовь (17 нареченных) и София / Софиа (31) были реже имен Вера, Надежда и делили третье место. На двух срезах имя София / Софиа было чаще имени Любовь. Ни одно из четырех имен на рассматриваемых срезах не входило в топ-10 женских имен. Ближе всего к первой десятке «подбиралось» имя Вера на срезе 1906–1911 гг. – 11-е место. И для наглядности снова диаграмма.

Частотности имен Вера, Любовь, Надежда, София в Софийской станице
Вера, Надежда, Любовь, София

В станице Любавинской / Каскеленской (35–40 км к западу от Верного) из рассматриваемой четверки имен в период 1884–1918 гг. чаще других трех использовалось имя Вера (67 нареченных). На четырех срезах оно опережало три других имени, а на срезах 1891–1901, 1902–1907, 1908–1913, 1914–1918 гг. входило в топ-10 женских имен новорожденных станицы, занимая соответственно 9-е, 7-е, 6-е и 5-е место. А вот на втором месте по сумме нареченных всех срезах в отличие от Верного и станицы Софийской находится имя София (28), далее – Надежда (22) и Любовь (11). По одному разу на отдельных срезах чаще остальных имен четверки использовались имена Надежда и София. На срезе 1914–1918 гг. имя София «выстрелило» настолько мощно (16 наречений), что вошло в топ-10 женских имен и заняло в нем 5-е место. Покажу сказанное через диаграмму.

Частотности имен Вера, Любовь, Надежда, София в Любавинской / Каскеленской станице
Вера, Надежда, Любовь, София

Общим для Верного, станиц Софийской и Любавинской / Каскеленской было то, что всюду из четырех имен чаще всего употреблялось Вера, а реже всего Любовь. В Верном и в Софийской второе по числу употреблений – Надежда, третье – София. В Любавинской / Каскеленской наоборот – София, Надежда.

Сравним три населенных пункта Верненского уезда также по суммарной частотности нареченных именами из рассматриваемой четверки. Сравнительные данные представлены в таблице, в которой сначала дается количество нареченных в абсолютных числах, а в скобках – в процентах от общего числа нареченных женского пола соответствующего населенного пункта.

 ВерныйКаск-я ст.Соф-я ст.
Вера480
(2,94 %)
67
(2,95 %)
97
(2,06 %)
Любовь122
(0,75 %)
11
(0,48 %)
17
(0,36 %)
Надежда336
(2,06 %)
22
(0,97 %)
59
(1,25 %)
Софиа / Софья / Софиа154
(0,94)
28
(1,23 %)
31
(0,66 %)

Как видим, максимум наречений именами Любовь и Надежда был в Верном, что позволяет рассматривать их более «городскими» по сравнению с двумя другими именами. Имя Вера чаще предпочитали давать жители Любавинской / Каскеленской станицы и Верного, а имя София / Софья / Софиа – жители Любавинской / Каскеленской.

В истории Семиречья имена Вера, Надежда, Любовь, София занимают особое место. И вот почему. Некоторые историки прошлого и краеведы настоящего с этими именами связывают появление в Семиречье топонимов Верный, Софийская, Надеждинская, Любовный. Верный – административный центр Семиреченской области. Софийская и Надеждинская – казачьи станицы к востоку от Верного. Любовный – казачий выселок к западу от Верного. Позднее выселок стал станицей Любавинской, известной также как Каскеленская станица. Современные названия этих населенных пунктов – Алматы, Талгар, Иссык, Каскелен.

Вопросу о происхождении топонимов Верный, Софийская, Надеждинская, Любовный я посвятил отдельный краеведческий очерк (см. на другом моем сайте »Из истории топонимов). В нем я пытаюсь критически осмыслить две версии о появлении этих топонимов. По одной из них, топонимы Верный, Надеждинская, Любовный связаны с именами земных женщин, живших в позапрошлом веке. Военный и административный деятель прошлого А. К. Гейнс утверждал, что эти названия дал генерал-губернатор Западной Сибири Г. Х. Гасфорд в память о своих женах. Согласно второй версии эти топонимы связаны с именами «небесных» женщин, со святыми мученицами Русской православной церкви.

В том очерке я высказываю мысль, что делать выбор в пользу какой-то одной из этих версий еще рано и необходимо продолжать историко-краеведческие поиски в этом направлении – искать и изучать архивные документы, относящиеся к образованию соответствующих населенных пунктов, а также свидетельства современников (особенно о деятельности Г. Х. Гасфорда во время пребывания в должности генерал-губернатора Западной Сибири). Но в любом случае почитание мучениц Вера, Надежда, Любовь, София в Верном имело место.

Из труда историка Семиреченского казачьего войска Н. В. Леденева известно, что молитвенный дом в станице Алматинской (устроен в 1856 г.) по Высочайшему повелению 14 ноября 1858 г. обращен в церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови
[Леденев 1909: 344]Леденев Н. В. История Семиреченского казачьего войска. – Верный, 1909.
.

После того, как на месте этой деревянной церкви, перенесенной в выселок Алматинский, построили каменную церковь, ее левый престол был освящен в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Поэтому нередко этот собор называли Софийским. Другое его название – Николаевский собор (по центральному алтарю в честь Николая Чудотворца). Был в этой церкви еще правый алтарь – в честь святого Георгия Победоносца.

Софийский / Николаевский собор в Большеалматинской станице
Фото с сайта Владимира Проскурина

Вера, Надежда, Любовь, София

В этой связи можно задаться вопросом – а не отразилось ли почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Верном на более активном использовании этих имен здесь по сравнению с другими регионами Российской империи? О территориальных различиях в частотности имен, одной из причин которых могут быть почитания тех или иных святых, в русской антропонимике уже писалось: «В XVIII веке на всей территории южней Москвы преобладало имя Евдокия (разговорное — Авдотья), на Рязанщине — Матрена, к северу от Москвы — Анна. В Сибири церковники раздули славу архиерея Иннокентия, пустили его имя в массы, в Нижегородской и Пензенской губерниях — имя Серафим в честь возведенного в «святые» Серафима из Саровского монастыря»
[Никонов 1988: 23]Никонов В. А. Ищем имя. – М., 1988.
.

Возможно, почитание православных прототипов имен Вера, Надежда, Любовь, София если и отразилось на частотности имен рассматриваемой четверки, то только в самом начале истории Верного. Об этом может свидетельствовать снижение употребительности каждого из этих имен на втором синхронном срезе, что видно из таблицы.

 1858–1867 гг.1872–1876 гг.
Вера10
(1,7 %)
8
(1,21 %)
Надежда7
(1,19 %)
2
(0,3 %)
Любовь2
(0,34 %)
София / Софиа3
(0,51 %)

И если в Верном популярность имени Вера продолжала падать и на третьем срезе (1882–1886 гг.), то у остальных имен на третьем срезе она выросла. Максимума популярности имена Вера, Надежда, Любовь в Верном до революции достигли на срезах начала XX в., а имени София / Софиа – на последнем срезе XIX в. На движение употребительности этих имен, на мой взгляд, почитание православных прототипов Веры, Надежды, Любови и Софии влияло минимально. На это же указывает и то, что максимума своей популярности имена Любовь и Надежда за последние 160 лет достигли в период 1932–1956 гг., когда они входили в топ-10 женской части именника русских Алма-Аты. Тот период СССР характеризуется сильной антирелигиозной пропагандой, и прямое влияние церковного календаря на выбор имени детям было незначительным.

Несмотря на то, что станицы Софийская и Любавинская свои названия могли получить по именам София и Любовь (неважно, земные у них были или небесные прототипы), в первой имя София, а во второй имя Любовь ни на одном из дореволюционном срезов не занимало не только первого, но даже второго места среди рассматриваемой четверки имен. На срезе 1896–1901 гг. в Любавинской имя Любовь даже не употреблялось, как и имя София в Софийской на срезе 1890–1895 гг. По именам Надеждинской станицы у меня сведений нет.

В Верном из всех четырех имен самым употребительным было имя Вера, но едва ли из-за какого-то особого почитания здесь мученицы Веры, а в силу общей тенденции, действовавшей в целом по Российской империи. В этом можно убедиться, если обратиться к материалам по имянаречению других городов или других более крупных регионов.

В Одессе, как следует из работы Л. П. Зайчиковой
[Зайчикова 1986]Зайчикова Л. П. Русский именник г. Одессы. Проблемы развития и взаимодействия. Кандидатская диссертация. Приложение. – Одесса, 1986.
, по частоте использования среди четверки имен на каждом из трех дореволюционных срезов чаще всего использовалось имя Вера, затем – Надежда. А вот имена Любовь и София либо делили третье место, либо поочередно занимали третье или четвертое место. Конкретные данные по Одессе (в процентах) в следующей таблице.

1890 г.1900 г.1910 г.
Вера2,193,515,54
Любовь0,550,881,45
Надежда1,922,454,43
София0,551,020,99

Особо интересно сравнить с материалами Э. В. Копыловой по Астрахани и Астраханской губернии
[Копылова 2016]Копылова Л. П. Имя и время: два века имен астраханцев (1800–2000). – М, 2016.
, отличающимися большой полнотой. В Астрахани в период 1860–1920 гг. со среза 1870–1880 гг. имя Вера постоянно опережало по употребительности имена Надежда, Любовь и София / Софья. В сельских же районах лидерство имени Вера началось на десять лет позже (с 1870–1880 гг.). При этом в целом для 1860–1920 гг. имена Вера и Надежда в Астрахани употреблялись несколько чаще, чем в Астраханской губернии. И это наблюдение наполовину коррелирует с моим выводом о более «городском» характере имен Любовь и Надежда применительно к дореволюционному этапу антропонимии Верного и двух станиц Верненского уезда. Для наглядности сведения по Астрахани и Астраханской губернии показаны в виде диаграмм. Э. В. Копылова частоты указывает в абсолютных числах и их легко можно перевести в проценты, т. к. приведены объемы выборок по каждому срезу. Диаграмма строилась на основе процентов количества лиц, нареченных именами, от объемов выборок срезов.

Частотности имен Вера, Любовь, Надежда, София в Астрахани
Вера, Надежда, Любовь, София

Частотности имен Вера, Любовь, Надежда, София в Астраханской губернии
Вера, Надежда, Любовь, София

Как следует из работы Д. А. Жмурко
[Жмурко 1987]Жмурко Д. А. Развитие русского именника Измаильщины (сопоставительный анализ). Кандидатская диссертация. Приложение. – Киев, 1987.
в Измаиле и Измаилском уезде в период 1880–1915 гг. вектор движения (вверх или вниз) степень употребительности имени Вера от среза к срезу был весьма нестабильным и менялся шесть раз. На четырех из восьми срезов оно по частоте опережало имена Надежда, Любовь и София – в 1885, 1900, 1910 и 1915 гг. Особенно заметно частота имени Вера увеличилась в 1910 г. – до 5,16 %. Ни у одного другого имени из рассматриваемой четверки имен частота в исследуемый период времени не поднималась выше 3 %. Заметно активно использовалось имя София, на трех срезах (на исходе XIX в.) опережая имена Вера, Надежда, Любовь. Даже в 1915 г. его частота была такой же, как у имени Надежда. Имя Надежда в пределах рассматриваемой четверки по частоте употребления пять раз занимало вторую позицию, а опережало три других имени только на срезе 1905 г. А вот имя Любовь было аутсайдером и употреблялось только в 1900 и 1915 гг. Ниже – диаграмма, показывающая частотности имен этого региона.

Частотности имен Вера, Любовь, Надежда, София в Измаиле и Измаильском уезде
Вера, Надежда, Любовь, София

Из статьи А. Я. Шайкевича
[Шайкевич 1970: 87–88]Шайкевич А. Я. Русские личные имена XX в. (по материалам загса Фрунзенского района г. Москвы) // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. – М., 1970. – С. 84–91.
можно узнать, что в Москве имя Вера в 1900–1909 и 1910–1916 гг. опережало по своей частоте имена Надежда, Любовь, София и довольно значительно – соответственно 39 и 43 на 1000 рожденных. У имени Надежда частота на этих срезах – 24 и 28, у имени Любовь – 10 и 10, у имени София – 9 и 9. По более раннему времени сведений нет.

Из материалов Л. М. Щетинина по именам бывшей области Войска Донского и Ростовской области за 1612–1970 гг.
[Щетинин 1978] Русские имена (Очерки по донской антропонимии). – 3-е изд., испр. – Ростов н/Д, 1978.
только два синхронных среза пересекаются с исследуемым мной хронологическим периодом по Верному и Верненскому уезду. Это срезы 1880–1890 и 1908–1916 гг. И в этом регионе заметна специфика по употреблению имен рассматриваемой четверки. На обоих срезах несомненно лидерство имени Надежда по отношению к трем другим именам – соответственно 4,7 % и 3,6 % нареченных. Имя Вера на первом срезе с частотой 2,5 % было вторым, а на втором срезе с частотой 1,2 % – лишь третьим. Немного более высокой по сравнению с другими регионами была частота имени Любовь, которое в 1910–1916 гг. с частотой 2,8 % опережало имена Вера и София. На срезе 1880–1890 гг. оно с частотой 1,1 % уступало трем другим именам. Имя София в 1880–1890 гг. было третьим (1,8 % нареченных), в 1910–1916 гг. – четвертым (0,8 %). Не исключено, что специфика имянаречения бывшей области Войска Донского и Ростовской области объясняется значительным количеством старообрядцев в этом регионе. Так, если в конце XIX в. количество старообрядцев во всей Российской империи составляло 1,7 %, то в Донской епархии – 5,2 %
[Пополитов 2017: 81]Пополитов Д. В. Православная церковь в области Войска Донского в системе правовых, религиозных, хозяйственных и социокультурных отношений второй половины ХIХ – начала ХХ века (по материалам верховых округов). Кандидатская диссертация. Волгоград, 2017. URL: http://www.volsu.ru/upload/iblock/d27/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
.

В Смоленском регионе, по данным И. А. Королевой, И. В. Даниловой и А. Н. Соловьева
[Королева 2005: 145–146, 149–150] Королева И. А., Данилова И. В., Соловьев А. Н. Имена на Смоленщине: история и современность. – Смоленск, 2005.
суммарные частоты имен Вера, Надежда, Любовь и София за 1908 и 1918 гг. в абсолютных числах следующие: Вера – 294, Надежда – 88, София – 38, Любовь – 27.

Данные по другим регионам Российской империи подтверждают мой вывод, что в целом имя Вера в период с последней четверти XIX в. до 1917–1918 гг. использовалось чаще имен Надежда, Любовь, София. Имя Надежда обычно было вторым после имени Вера. В плане употребления этих четырех имен в Верном и близлежащих станицах проявлялись тенденции, действовавшие на многих других территориях Российской империи.

© А. И. Назаров (15.08.2017)



Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово

Оглавление

Древнерусские и славянские имена:













Индекс качества сайта (ИКС):