Фамилия года


»Кабанов



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











Ономастика и генеалогия уральских казаков

Калмыцкие элементы в основах фамилий уральских казаков

Поделиться ссылкой:


Оглавление

Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово


Основное – читать

I. Материалы переписей
яицких/уральских казаков:


Перепись 1632 года – читать

Ревизская сказка 1817 года:

Вступительные замечания – читать
Титульный лист переписной книги – читать
Первые два листа переписной книги – читать
№№ записей 1–100 – читать
№№ записей 101–200 – читать
№№ записей 201–300 – читать
№№ записей 301–400 – читать
№№ записей 401–500 – читать
№№ записей 501–600 – читать
№№ записей 601–700 – читать
№№ записей 701–800 – читать
№№ записей 801–900 – читать
№№ записей 901–1000 – читать
№№ записей 1001–1100 – читать
№№ записей 1101–1200 – читать
№№ записей 1201–1300 – читать
№№ записей 1201–1300 – читать
II. Мои публикации:


Часть 4 «О словаре фамилий уральских (яицких) казаков» из этой книги:
Лексикографические источники словаря – читать
Варианты фамилий – читать
О полноте словника – читать
Оттопонимные именования яицких казаков в материалах переписи 1632 года – читать
Антропонимикон яицких казаков XVII века. Личные имена – читать
Тюркский пласт в фамилиеконе яицких (уральских) казаков – читать
Калмыцкие элементы в основах фамилий уральских казаков (вы сейчас на этой странице)


Словарь фамилий уральских казаков:

Общие замечания – читать
Сокращения – читать
Библиография – читать
Навигатор по названиям населенных пунктов земель Уральского казачьего войска – читать
Этимологии крестильных имен и их производных – читать
Буква А – читать
Буква Б – читать
Буква В – читать
Буква Г – читать
Буква Ж – читать
Буквы Д, Е, З, К, П, С, Т, Ф, Ч – читать
Этимологии фамилий уральских казаков-калмыков – читать

© А. И. Назаров, перепечатка запрещена

Фото Алоиса НазароваАвтор: Назаров, Алоис Ильич. Исследователь из Алматы (Казахстан). Занимается изучением личных имен представителей разных национальностей г. Алматы – казахов, русских, немцев, уйгуров, азербайджанцев, армян, дунган, греков и др. Также исследует фамилии уральских казаков.


Для удобства тех, кто намеревается цитировать данную статью, приведена постраничная разбивка в опубликованном сборнике, например: [стр.160]. Это означает, что следующий за этим фрагмент расположен на стр. 160.

© Назаров А. И. Опубликовано в: Имя. Социум. Культура: Материалы II Байкальской международной конференции (4–6 сентября 2008 г.). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. С. 160–161.


[стр. 160]Появление первых калмыков в рядах яицкого казачества относится к XVII в. Так, во время переписи яицких казаков 1723 г. казак Михайло Григорьев Григорьев показал, что его дед и отец «калмыцкой породы» и были завоеваны (т.е. взяты в плен) яицкими казаками в 1673 г. [Уральские войсковые ведомости, 1869, № 22, 4]. По данным переписи 1723 г., среди яицких казаков было 4 «калмыцкой породы», а вместе с семьями в войске числилось 34 калмыка [Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. – Уральск, 1911, 59, 892].

Многие калмыки в XVIII в. на Яик попадали уже не как пленники, а приходили сами. К концу 1745 г. в составе Яицкого войска насчитывалось 684 крещеных и некрещеных калмыка [Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. – М., 1967, 206]. Основная причина, ведшая калмыков на Яик, – поиск спасения от притеснений своих феодалов, от лишений междоусобной борьбы. Многие из них на Яике крестились, т.к. крещеных назад в улусы не выдавали. Последнее пополнение калмыками Уральского войска произошло в начале 1840-х гг., когда калмыцкое поселение, существовавшее в Ставропольском уезде (на Волге), было передано в ведение Оренбургской губ. и причислено к Оренбургскому и Уральскому казачьим войскам [Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. – М., 1967, 207]. В 1862 г. в Уральском войске числилось 1184 калмыка, что составляло 1,4% всех уральских казаков [Рябинин А. Уральское казачье войско. Ч. I –II. – СПб., 1866, 330].

В 1885 г. численность калмыков в войске стала меньше – 934 человека или 0,9% всего войскового населения [Бородин Н. Уральское казачье войско. Т. 1. – Уральск, 1891, 139].

В пределах земли Уральского казачьего войска калмыки проживали компактными группами. Чисто калмыцкими были такие поселки, как Кармановский, Кисык-Камышенский, Кызыл-Абинский, Пятимарский. Калмыки жили также в поселках Требушинском, Кирсановском, Кулагинском, Серебряковском, Январцевском, Бударинском, Лбищенском, Вербовском, 1-м и 2-м Чижинском.

Исследование калмыцкого присутствия в фамилиеконе уральских казаков имеет два аспекта. Во-первых, изучение тех фамилий казаков-христиан, появление которых стало возможным в результате контактов с калмыками. Во-вторых, изучение фамилий казаков-калмыков, живших обособленными группами. В этой работе, учитывая ограниченность места, рассмотрим только первый аспект.

Наиболее заметным следом контактов русских казаков с калмыками является наличие фамилия Калмыков (основа из этнонима калмык). Именование Калмык у яицких казаков встретилось еще в казачьих списках 1632 г.: Сенка Васильев Калмык. В документе за 1723 г. упомянут яицкий атаман Иван Степанов Калмыков [Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. – Уральск, 1911, 782]. В 1723 г. на Яике жил также казак Федор Андреев Калмык [Уральские войсковые ведомости. 1869, № 22, 4]. Очевидно, появление у русских казаков фамилии Калмыков объясняется прежде всего тем, что на более ранних этапах истории войска происходил переход калмыков в христианство с последующей ассимиляцией их потомков великорусским казачеством. Креститься обязаны были завоеванные (пленники), пришедшие добровольно могли сохранить свою веру [Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. – Уральск, 1911, 162].

Вопрос о выявлении русских фамилий (по национальной принадлежности их носителей) с основами калмыцкого происхождения можно решать несколькими способами. Один из них – наложение друг на друга списков фамилий казаков-калмыков и казаков-русских. Те фамилии, которые совпадут, на наш взгляд, будут являться первыми кандидатами в группу русских фамилий с основами калмыцкого происхождения. При этом следует исключить те редкие фамилии калмыков, основы которых определенно восходят к русским календарным именам или их производным (Андрейкин, Гришкин, Семкин). Таких совпадающих фамилий на сегодняшний день нами выявлено десять: Базаров, Баранов, Мазанов, Малкин (у русских)/Малькин (у калмыков), Масеев, Торбин, Сырымов, Карманов, Изюмов (у русских)/Узюмов (у калмыков), Шукуров.

[стр. 161]Другой путь выявления калмыцкого пласта в основах фамилий уральских казаков-русских – сравнение этих основ с наиболее полным на сегодняшний день списком калмыцких личных имен, помещенном в «Справочнике личных имен народов РСФСР» (М., 3-е изд., 1987, 259–289], и с именами уральских казаков-калмыков, встречающимися на страницах газеты «Уральских войсковых ведомостей». В результате такого сравнения можно выявить целый ряд сопоставимых единиц, исключая рассмотренные выше.

Калмыцкие личные имена (в скобках русская передача)Фамилии русских казаков
Адьян (Адьян)Адеянов, Адианов
Байр (Байр)Баяров
Бизья (Бизийа, Бизия)Безьянов, Безянов, Бизянов
Боим (урядник Боим Адьянов Кичкилев, 1916 г.)Абоимов, Баимов
Булда (Булда)Булдин
Бурла (Бурла)Бурлин
Жанhр (Джангар)Джангаров
Женж„ (Дженджя)Жинжин
Зек (Зеке)Зекин
Качка (Качка)Кучкин
Маштг (Маштык)Маштаков
Панка (Панка)Панкин, Панькин
Тек„ (Текя)Текин
Тула, Туула (Тула, Туула)Тулаев
Хулхач (Хулхачи)Хахлачев/Хохлачев
Хода (Хода)Ходин
Хурдн (Хурдан)Хуртин
Цаhан (Цаган)Цыганов, Чаганов
Чапча (Чапча)Чапчиков
Чумахан/Чумакан, Чумак (казак Чумак Бубеев, 1876 г.)Чумаков
Чуман (казак Чуман Дюртяев, 1916 г.)Чуманов
Шагра (Шагра)Чигрин
Шил (Шиля)Шилин
Шовлда (Шовалда)Шовалдин
Яман (Яман)Яманов


На сегодняшний день бесспорно калмыцкое происхождение может быть признано у основ лишь небольшой части приведенных фамилий русских казаков (Джангаров, Жинжин, Шовалдин, Яманов). Калмыцкое происхождение основ прочих фамилий под вопросом, т.к. они могут быть истолкованы и на русской языковой почве. Под вопросом и происхождение фамилии Маштаков, которую Ц.К. Корсункиев отнес к русским фамилиям монгольского происхождения: из калмыцкого маштаг – «низкорослая лошадь» [Корсункиев Ц.К. Русские фамилии монгольского происхождения // Бурятские антропонимы и топонимы. – Улан-Удэ, 1981, 78]. У русских уральских казаков маштак – вообще название лошади [Сборник слов и выражений, употребляемых уральскими казаками. – Уральск, 1913, 39]. Это слово они, скорее всего, заимствовали у калмыков, но оно стало частью лексической системы русского диалекта уральских казаков. Поэтому, если слово маштак стало источником прозвища русского казака, из которого затем развилась фамилия Маштаков, то последняя не может считаться русской фамилией калмыцкого происхождения. Она таковой была бы в том случае, если бы восходила к имени калмыка Маштык.

Калмыцкое происхождение имеет фамилия Чегнахаев/Чегнахав. В исторических документах за 1703 и 1704 гг. упоминается калмыцкий владелец Чаган-хай и Чаганахаев сын Араптан [Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. – Уральск, 1911, 412–413]. В сентябре 1704 г. самарский воевода Новосильцев получил приказ идти на их улусы с уфимцами, башкирами и яицкими казаками и по возможности взять их обоих в плен [Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. – Уральск, 1911, 413]. Скорее всего, эта военная операция имела успех, иначе бы у уральских казаков не было бы фамилии Чегнахаев/Чегнахав.

Дальнейшее выявление фамилий уральских казаков, появление которых обусловлено контактами с калмыками, возможно в процессе работы над историко-лингвистическим словарем фамилий уральских казаков, чем мы и занимаемся.

Summary

The article deals with the analysis of the Ural Cossacks population surnames with admittedly Kalmyk stems fixed in 18th and 19th centuries in official sources. The article gives the analysis of surnames of Christian Cossacks.
© Назаров А. И. Опубликовано в: Имя. Социум. Культура: Материалы II Байкальской международной конференции (4–6 сентября 2008 г.). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. С. 160–161.





Индекс качества сайта (ИКС):