Фамилия года


»Крысин



Помощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.

а) с яндекс-кошелька


б) с банковской карты











Ономастика и генеалогия уральских казаков

Урбанонимия Уральска

Успенская улица

Поделиться ссылкой:


Оглавление

Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово


Основное – читать

I. Материалы переписей
яицких/уральских казаков:


Перепись 1632 года – читать

Ревизская сказка 1817 года:

Вступительные замечания – читать
Титульный лист переписной книги – читать
Первые два листа переписной книги – читать
№№ записей 1–100 – читать
№№ записей 101–200 – читать
№№ записей 201–300 – читать
№№ записей 301–400 – читать
№№ записей 401–500 – читать
№№ записей 501–600 – читать
№№ записей 601–700 – читать
№№ записей 701–800 – читать
№№ записей 801–900 – читать
№№ записей 901–1000 – читать
№№ записей 1001–1100 – читать
№№ записей 1101–1200 – читать
№№ записей 1201–1300 – читать
№№ записей 1201–1300 – читать



III. Урбанонимия Уральска

Начальная страница раздела – читать
Пояснения к дореволюционному
плану Уральска – читать
Курени – читать
Успенская улица
(вы сейчас на этой странице)

Форштадт – читать
II. Мои публикации:


Часть 4 «О словаре фамилий уральских (яицких) казаков» из этой книги:
Лексикографические источники словаря – читать
Варианты фамилий – читать
О полноте словника – читать
Оттопонимные именования яицких казаков в материалах переписи 1632 года – читать
Антропонимикон яицких казаков XVII века. Личные имена – читать
Тюркский пласт в фамилиеконе яицких (уральских) казаков – читать
Калмыцкие элементы в основах фамилий уральских казаков – читать
Фамилии Гниловского форпоста по ревизской сказке 1834 года – читать

Словарь фамилий уральских казаков:

Общие замечания – читать
Сокращения – читать
Библиография – читать
Навигатор по названиям населенных пунктов земель Уральского казачьего войска – читать
Этимологии крестильных имен и их производных – читать
Буква А – читать
Буква Б – читать
Буква В – читать
Буква Г – читать
Буква Ж – читать
Буквы Д, Е, З, К, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ч, Ю – читать
Этимологии фамилий уральских казаков-калмыков – читать


Район Успенской улицы на карте Уральска
Успенская улица в Уральске

Небольшая улица, находившаяся недалеко от границы Урала и Солдатской старицы (старица – старое русло). На приведенном фрагменте плана Уральска имеет номер 85. Начиналась от Урала, от улицы Переволочной и тянулась на северо-запад, пересекая только две улицы – сначала Канцелярскую (34), затем – Яикскую (33). Упиралась в Атаманскую улицу (31; нынешняя Савичева) и заканчивалась.

Названа по Успенско-Богородицкой церкви, находившейся в конце Атаманской почти в месте, в котором на нее выходила Успенская улица. Присвоение улицам названий по церквям, к которым они вели, было распространенным мотивом в дореволюционной России. В Уральске подобным образом были названы пять улиц. Кроме того, две площади носили названия по стоявшим на них соборам.

В советской России новая власть, насаждая атеизм, быстро отказалась от названий с церковной мотивацией. По сообщению уральского краеведа Геннадия Васильева, в феврале 1919 Успенская улица была переименована в улицу Меринга – в память о немецком философе, историке-марксисте, публицисте и политике Франце Меринге (1846–1919). Как отмечает краевед, это название вскоре забылось. Ныне улица не существует. На современной карте Уральска примерно там же находится улица Крайняя.

Церковь, по которой называлась улица, играла значительную роль в религиозной жизни уральского казачества, особенно в поддержании старообрядчества в Уральском казачьем войске. Приведу некоторые сведения о ней из книги Николая Фокина «Уральск православный».

Успенско-Богородицкая церковь в 1903 г.
Успенско-Богородицкая церковь в Уральске

В середине XVIII века казаки поставили на восточной окраине Яицкого города, недалеко от Красного яра, в Абрамовом урочище небольшую деревянную старообрядческую часовню во имя Успения Божьей матери. В первые десятилетия ее посещали в основном жители так называемых Новоселок – новых городских кварталов. В соответствии со старыми войсковыми традициями священников туда приглашали сами казаки и службы велись по дониконианским обрядам и старопечатным книгам.

В 80-е годы уральцы решили построить на месте деревянной каменную часовню и затем преобразовать ее в церковь. Консистория удовлетворила эту просьбу, ошибочно решив, что речь идет о возведении православного храма. При этом были поставлен условия: не строить колокольню, не поднимать на купол восьмиконечный (старообрядческий) крест, самовольно не приглашать священников. То есть фактически разрешено было построить часовню. Казаки не согласились с этими условиями и возвели часовню как настоящую церковь, над куполом которой поставили восьмиконечный крест, с иконостасом со старыми иконами и т. д.

Вскоре церковь превратилась в идеологический центр старообрядчества Уральского казачьего войска. Его приход простирался от Сакмарского городка до Гуьева городка, т. е. охватывал всю территорию войска и часть Оренбургского казачьего войска. Церковь пользовалась поддержкой авторитетных в войске семей (старшинской верхушки). Община Успенской церкви установила связи с керженскими и стародубовскими скитами, откуда приглашали священников. Епархия долго не признавала ее и отказывалась освящать, признав только в 1810 г. после многочисленных просьб казаков. Это решение Петербурга только усилило роль раскола в войске и, по мнению противников раскола, было ошибочным.

В 1846 г. властям удалось обратить Успенскую старообрядческую часовню в единоверческую церковь. Постепенно авторитет этой церкви среди верующих упал и она утратила былую известность. Здание ветшало. Серьезный ремонт был произведен лишь в 1902 г. А в середине 1930-х гг. здание церкви было разрушено. Поэтому ее вид можно узнать только по фотографии. А кладбище рядом, на котором еще с XVIII века хоронили знатных казаков-староверов, было размыто водами Урала.

При написании очерка использовались материалы Геннадия Васильева «Уральск от А до Я» (газета «Пульс», 1994–1995 гг.) и книга Николая Фокина «Уральск православный» (Ульяновск, 2002).


»На начальную страницу раздела





Индекс качества сайта (ИКС):